Перейти на главную страницу Узнать побольше о маслах Узнать побольше о смазках Узнать о нас побольше Просмотреть последний прайс
НПП ТРИБОТЕХНИКА

 

Скачай НАШ ПРАЙС(ZIP)

Тормозные жидкости

Основное назначение тормозной жидкости (ТЖ) - передача энергии от главного тормозного цилидра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.

Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10Мпа, а температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150-190оС и выше. В результате постоянных колебаний температуры в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость "увлажняется", и, соответственно, снижается ее температура кипения - одна из важнейших ее характеристик.

Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной жидкости становится ниже 150оС., то при высоких скоростях дижения и интенсивных торможениях создается опасность ее "закипания". При этом в жидкости выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов и в итоге к аварийной ситуации.

Температура кипения тормозной жидкости - важнейший показатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидротормозов. При эксплуатации вследствии обводнения ТЖ ее температура кипения неизбежно снижается, поэтому наряду с температурой кипения "сухой" жидкости определяют температуру кипения "увлажненной" жидкости, содержащей 3,5% воды. Температура кипения "увлажненной" жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "кипеть" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля. Кроме этого влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время - и образованию ледяных пробок.

В последние годы основным направлением в улучшении качества ТЖ являлось увеличение температуры кипения, особенно в "увлажненном" состоянии .Сравнительные характеристики некоторых ТЖ в "сухом" и увлажненном" состоянии приведены в таблице.

Температуры кипения "сухих" и "увлажненных" ТЖ

Марка жидкости Темп. кипения "сухой" ТЖ Темп. кипения "увлажненной" ТЖ
"Нева" 195 136
"Томь"(ДОТ-3) 220 155
"Роса"(ДОТ-4) 260 165

Кроме высокой темпратуры кипения ТЖ должны обладать высокими антикоррозионными ( к целому ряду металлов и сплавов), смазывающими свойствами, достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями, стабильностью при высоких и низких температурах и хорошими вязкостно температурными характеристиками (так как работают в температурном диапазоне от минус 60оС и до плюс 200оС и выше).И если об опасности кипения жидкости мы уже упоминали, то со снижением температуры наиболее критичным параметром также становится вязкость - так как с ее увеличением заметно возрастет время срабатывания тормозов, что неизбежно ведет к аварийным ситуациям.В стандарте разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE) прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40oС не должна превышать1800 сСт (мм2/с). Современные тормозные жидкости представляют собой смеси различных эфиров с низкомолекулярными полимерами с добавлением антикоррозионных и антиокислительных присадок.Все они как правило токсичны и огнеопасны.

ТЖ "НЕВА"(ТУ 6-01-1163-78 - композиция на основе этилкарбитола, содержит загущающую и антикоррозионные присадки. Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40...+45оС. Применяют в гидроприводе тормозов и сцепления старых моделей грузовых и легковых автомобилей (выпуска до 1985 г.).Срок службы - не более 1 года.

ТЖ "Томь" (ТУ 6-01-1276-82) -разработана взамен ТЖ "Нева". Композиция на основе этилкарбитола и борсодержащего полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства чем "Нева" и более высокую температуру кипения. Полность совместима с "Невой" при смешивании в любых соотношениях.

Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40...+45оС. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений всех моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением переднеприводных автомобилей семейства ВАЗ.Срок службы - 2 года.

ТЖ "Роса ДОТ-4", "Роса-3" и "Роса" (ТУ 2451-004-10488057-94) - высокотемпературные жидкости, представляющие собой композиции на основе борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные присадки.

ТЖ "Роса" и "Роса-3" отличаются от ТЖ "Роса ДОТ-4" наличием в составе различных пластификаторов, однако из-за отсуствия сырья эти марки практически не выпускаются. Жидкости имеют высокие значения температуры кипения (260оС) и температуры кипения "увлажненной" жидкости (165оС). Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40...+45оС. Применяют тормозных системах современних грузовых и легковых автомобилей, в т.ч. и переднеприводных автомобилей ВАЗ. Совместимы с тормозными жидкостями "Томь" и "Нева" в любых соотношениях. Срок службы - 3 года.

ТЖ БСК (ТУ 6-101533-75) -смесь равных частей бутилового спирта и касторового масла (отсюда и название БСК). За счет органического красителя окрашена в оранжево-красный цвет, чтобы не перепутть с другими типами ТЖ.Работоспособна при температуре окружающего воздуха -20...+30оС. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ.

Зарубежными аналогами ТЖ "Нева" и "Томь" являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205оС, а аналогами ТЖ "Роса" - жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230оС.

Параметры жидкостей и стандартов

Показатели тормозных жидкостей Жидкости Классы по стандарту
  БСК "Нева" "Томь" "Роса" DOT-3 DOT-4 DOT-5.1
"Сухое"т кипение, градусов С, не менее 115 195 220 260 205 230 260
"Увлажненное"

кипение,

градусов С, не

менее

- 138 150 165 140 155 180
      Соответ-ствует DOT-3 Соответ-ствует

DOT-4

     

 

Copyright © 2000 MELNIK ZINOVIY