НПП ТРИБОТЕХНИКА
Все о смазочных материалах(смазках, маслах)
Перейти на главную страницу Узнать побольше о маслах Узнать побольше о смазках Узнать о нас побольше Просмотреть последний прайс

 

Общие требования к шинам

Для современных автомобилей шина является важной деталью конструкции ходовой части и должна иметь ряд необходимых качеств. Она должна пружинить, амортизировать, обеспечивать выдерживание прямого направления, обладать хорошими свойствами протектора и высоким ожидаемым пробегом. Кроме того, ей необходимо выдерживать высокие нагрузки в продольном и поперечном направлениях, чтобы обеспечить оптимальное и надежное сцепление с дорожным полотном. Все перечисленные качества должны сохраняться независимо от состояния дорожного полотна (влага, грязь, снег). Разнообразие требований предъявляемых при конструировании шин приводит их создателей к частичным компромиссам, когда приходится уравновешивать противоположные свойства. Например, от шин, предназначенных для автомобилей с мощным двигателем, ожидают высокого сцепления с дорожным полотном в любые погодные условия. Соответствующее улучшение этого свойства приводит к снижению ожидаемого пробега, уменьшению сопротивления качению и комфортабельности езды. Но все критерии при разработке шин подчинены одной цели: безопасности. Это глобальное понятие охватывает на практике большой объем различных требований. При конструировании шин учитываются приведенные ниже семь аспектов, причем улучшение каждого отдельного аспекта влияет на многие другие свойства:

Вес шины

Устойчивость на дороге

Управляемость

Комфортабельность езды

Торможение на мокрой дороге

Аквапланирование

Сопротивление качения

Ожидаемый пробег

Классификация шин

взависимости от назначения:
- для легковых автомобилей
- для грузовых автомобилей

по способу герметизации:
- камерные
- бескамерные

по конструкции:
- диагональные
- радиальные

по форме профиля поперечного сечения:
- обычного профиля
- широкопрофильные
- низкопрофильные
- сверхнизкопрофильные
- арочные

по типу рисунка протектора
- летние
- всесезонные
- зимние
- 4х4

Диагональные шины
Каркас диагональной шины состоит из определенного количества прорезиненных кордовых прокладок, края которых обвиваются вокруг проволочных кольцевых стержней (эти стержни обеспечивают посадку шины на диск). Все нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона нитей корда каркаса и брекера 45° - 60°. Число смежных слоев обычно четыре. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать (в основном для машин старых конструкций), потому что они относительно дешевы в производстве, их каркас менее подвержен разрушению при ударах и порезах.

Радиальные шины

В радиальных шинах (типа R) все нити корда каркаса расположены параллельно по радиусу от одного борта к другому. Нити корда брекера лежат аналогично диагональным, только под большим углом. При такой конструкции одного лишь каркаса недостаточно чтобы выдерживать усилия в поперечном направлении при езде по кривой, а также значительные нагрузки при ускорении. Поэтому они должны поддерживаться и дополняться другими элементами шины. Эту задачу берет на себя пояс стального корда, в котором два слоя наматываются попеременно под острым углом. Многие шины дополнительно стабилизируются нейлоновым бандажом.

Камерные шины

Состоят из покрышки и камеры с вентилем. Вентиль (обратный воздушный клапан) позволяет нагнетать воздух в шину и препятствует его выходу наружу. Бескамерные шины Отличаются наличием воздухонепроницаемого резинового слоя, наносимого под первый слой каркаса (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса. Летние шины Их отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они всегда имеют плавный скругленный переход от протектора к боковинам. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Но для движения по грунтовым (особенно мокрым) и зимним дорогам они малопригодны. Скоростные шины (категория Н и выше) отличаются повышенной способностью противостоять перегреву, сохранением стабильного коэффициента сцепления с дорогой независимо от особенностей качения на высокой скорости. Всесезонные шины Хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам и большим износом, по сравнению с летними. Рисунок протектора более разветвленный, элементы рисунка группируются в хорошо различимую дорожку и разделены канавками разной ширины: на элементах рисунка - "шашках" - имеются узкие прорези дополнительного микрорисунка. Как правило, на таких шинах стоит маркировка all season, tous terrain или условные знаки (снежинка или капля). Зимние шины Предназначены для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные шашки от продольных и поперечных канавок значительной глубины. У шашек сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок. Зимние шины обозначают индексом M + S. Зачастую они имеют строго определенное направление движения (указано стрелкой). Более пластичная резина (для работы при низких температурах) зимних шин в летних условиях подвержена быстрому износу, перегреву, в протектор таких шин легко проникают мелкие твердые предметы. Износостойкость зимних шин на 30-50% меньше летних еще и из-за специфического протектора. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их. При движении автомобиля при температуре воздуха - 10 0С в зоне контакта шины с дорогой всегда присутствует тонкий слой влаги (шина нагревается от трения и деформации). Поэтому на заснеженной дороге задача шипов противоскольжения - продавливать влажную пленку, играющую роль смазки, и обеспечивать надежный контакт шины с дорогой. Для каждой шины конкретного автомобиля и с учетом характера (интенсивности) движения подбирают наиболее подходящие по типоразмеру шипы. Некоторые фирмы указывают на боковине предпочтительный размер шипов. 4х4 Это разреженный рисунок шашечного типа с развитыми грунтозацепами по плечевой зоне, с мощными недеформируемыми шашками, часто не расчлененными прорезями. Правильный выбор шин для вашего автомобиля - важное решение. Ваша безопасность и ощущения при управлении на протяжении тысяч километров будет определены этим решением. Надеемся, что та информация, которую Вы найдете на этой странице, будет полезной.

Прежде всего, все четыре шины должны быть одинаковыми. Летние шины отличаются от зимних так же значительно, как лето от зимы. Различные условия эксплуатации определяют конкретный набор свойств покрышки, особенности её конструкции. Каркас современной радиальной шины может насчитывать до 25 элементов, а количество смесей резины, применяемых при ее изготовлении, доходит до десяти. Времена дефицита автопокрышек и так называемых всесезонных шин, применявшихся (за неимением других) круглый год и в любую погоду, остались в прошлом. Сегодня на рынке представлено невероятное количество типоразмеров шин с различными рисунками протектора. Как же сориентироваться в этом изобилии? Правильность выбора зависит от марки автомобиля, от дорог, по которым вы будете ездить, от времени года и т.д. Обратите внимание: у каждой летней покрышки есть свои особенности. Например, «Гиславед Speed 516» обеспечивает устойчивость автомобиля при движении по мокрому шоссе. «Speed 306» - исключительную курсовую устойчивость на высоких скоростях; «Барум OR 57 Бриллиант» наиболее экономична, то есть имеет минимальную стоимость одного километра пробега по сравнению с другими покрышками; «Conti EcoContact EP» обладает исключительно высокой ходимостью, более чем на 30% превышающей средний срок службы аналогов. Однако выбрать марку и модель шины недостаточно. У приглянувшейся вам покрышки индексы нагрузки и скорости должны соответствовать параметрам автомобиля, а размеры - отвечать параметрам диска. Полная информация о параметрах и свойствах шины содержится не только в автомобильной литературе и каталогах фирм необходимые данные нанесены на каждую шину (ее боковину), нужно лишь научиться читать маркировку.

 

Ширина профиля шины представляет собой выраженное в миллиметрах линейное расстояние между наружными сторонами боковин накаченной шины без учета возвышении из-за наличия маркировки, отделки или защитных поясов или ободов.

· Высота профиля представляет собой половину разности общего диаметра и нормального диаметра обода.

· Конструкция шин радиального типа показывается буквой «R» в помещаемом на боковине шины
обозначении размера.

· Максимальная расчетная нагрузка обозначается коэффициентом нагрузки. В приведенной ниже таблице показывается соотношение между коэффициентом нагрузки (КН) и фактическими значениями нагрузки в кг.

KH кг KH кг KH кг KH кг
50 190  70 335 90 600 110 1060
51 195  71 345 91 615 111 1090
52 200  72 355 92 630 112 1120
53 206  73 365 93 650 113 1150
54 212  74 375 94 670 114 1180
55 218  75 387 95 690 115 1215
56 224  76 400 96 710 116 1250
57 230 77 412 97 730 117 1285
58  236 78 425 98 750 118 1320
59  243 79 437 99 775 119 1360
60  250 80 450 100 800 120 1400
61  257 81 462 101 825 121 1450
62  265 82 475 102 850 122 1500
63  272 83 487 103 875 123 1550
64  280 84 500 104 900 124 1600
65  290 85 515 105 925 125 1650
66  300 86 530 106 950 126 1700
67  307 87 545 107 975 127 1750
68  315 88 560 108 1000 128 1800
69  325 89 580 109 1030 129 1850


Условное обозначение скорости показывает максимальную расчетную скорость шины. В приводимой ниже таблице указывается эквивалентная максимальная скорость в км/ч.

 

Условное обозначение скорости Максимальная скорость (км/ч)
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
H 210
V 240
W 270
Y 300
ZR свыше 240

Буквы «M+S» указывает на то, что шина расчитана на эксплуатацию в зимних условиях или может использоваться при наличии грязи и снега.

Значок на боковине шины (TWI) показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора ( высота 1,6 мм, для всех стран, относящихся к Европейскому сообществу) в основных канавках протектора шины. В Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора законодательно установлена в размере 1,0 мм.

Слово «БЕСКАМЕРНАЯ» («tubeless») указывает на то, что шину надлежит использовать без камеры, на некоторых шинах может быть обозначение «tube type» - шина с камерой.

Отметка соответствия типу, указанному в инструкции ЕСЕ, и номер типа указывают на то, что шина отвечает требованиям инструкции R30 ЕСЕ.

Шины с установленным направлением вращения. Монтаж шин с преимуществом направлением вращения должен производиться так, чтобы направление вращения («ROTATION»), показанное стрелками, нанесенными на боковине, соответствовало направлению вращения колеса.

Дата изготовления шины обозначается тремя цифрами в конце порядкового номера, причем первые две обозначают неделю изготовления, а третья год изготовления.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА ШИН

При установке шин нового поколения, предназначенных для современных высокоскоростных автомобилей, требуется особое внимание с тем, чтобы обеспечить раскрытие всех технических возможностей шин.

АСИММЕТРИЧНЫЕ ШИНЫ

Монтаж асимметричных шин должен производиться так, чтобы внутрь была направлена нужная боковина, соответственно ко внешней стороне автомобиля. В таком случае внутренняя боковина показывается на шине словами «СТОРОНА, ОБРАЩЕННАЯ ВНУТРЬ» («SIDE FACING INWARDS»).

СЛОЖНЫЕ ШИНЫ

Сложные шины являются как шинами с преимущественным направлением вращения, так и асимметричными. Монтаж таких шин должен производиться так, чтобы направление вращения («ROTATION»), показанное стрелками, нанесенными на боковине, соответствовало направлению вращению колеса и нужная боковина была направлена внутрь, а именно ко внешней стороне автомобиля. В целях обеспечения правильного монтажа шины, обладающие подобными характеристиками, будут также иметь боковины с маркировкой «СТОРОНА, ОБРАЩЕННАЯ НАРУЖУ» («SIDE FACING OUTWRDS») и «СТОРОНА, ОБРАЩЕННАЯ ВНУТРЬ» («SIDE FACING INWARDS»).

 

Copyright © 2000 MELNIK ZINOVIY