Перейти на главную страницу Узнать побольше о маслах Узнать побольше о смазках Узнать о нас побольше Просмотреть последний прайс
НПП ТРИБОТЕХНИКА

 

МАСЛА МОТОРНЫЕ

Классификация моторных масел

Моторные масла используються для смазывания двигателей внутреннего сгорания. Они предназначены в основном для снижения трения и износа сопряженных деталей и итвода от них тепла. Кроме того, они должны обладать эффективной нейтрализующей способностью в отношении образующихся при работе двигателя продуктов кислотного характера, высокой моющей и диспергирующей способностью, хорошими антиокислительными, антипенными, антикоррозионными и другими свойствами, предотвращающими снижение надежности работы двигателя и загрязнения окружающей среды.

Классификая моторных масел по эксплуатационым свойствам, применяемая в странах СНД
Группа Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные карбюраторные и дизельные двигатели
Б1 Малофорсированные карбюраторные двигатели
Б2 Малофорсированные дизельные двигатели
В1 Среднефорсированные карбюраторные двигатели
В2 Среднефорсированные дизельные двигатели
В Универсальное моторное масло для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, предьявляющих повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г1 Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих интенсивному окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению.
Г2 Высокофорсированные дизельные двигатели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих интенсивному окислению масла, образованию всех видов отложений,
Г Универсальное моторное масло для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей
Д Высокофорсированные дизели с наддувом, раблтающие в тяжелых эксплуатационных условиях, или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Лубрикаторные системы смазывания цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы

Общепрнятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров -SAE J300/ Уровень эксплуатационных свойств и области применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации API ,предложенной в свое время Американским нефтяным институтом и классификация Европейского сотружества ССМС буквамиH,S,C,G,F,D,J. Если в обозначении импортного масла после цифр,которые как правило характеризуют только вязкостные характеристики, отсуствуют эти буквы - то это не моторное масло.Классификация API подразделяет моторные масла на две категории:"S"(service) -масла для бензиновых двигателей и "С"(Comercial)- масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, CC или SF/CC, CG/CD для универсальных масел.В нижеприведенных таблицах приводится примерное соответствие классов вязкости и групп моторных масел для этих различных классификаций.

Основная классификация SAE по вязкости для моторных масел по сравнению к ГОСТ
SAE
ГОСТ
Класс
вязкости
Вязкость
Кинемати-
ческая при
100оС
мм2/сек
min/max
Вязкость
низкотем-
пературная
для запуска
двигателя
mP.s(max)/oC/max
Вязкость
низкотем-
пературная
при -18оС
мм2
Вязкость кинематическая
при 100оС мм2
Класс
вязкости
0W3,8/ --3250/ -30------
5W3,8/ --3500/ -2512503,83з
10W4,1/ --3500/ -2026004,14з
15W5,6/ --3500/ -1560005,65з
20W5,6/ --4500/ -10104005,66з
25W9,3/ --6000/ -5------
205,6/ 9,3----5,6-7,0/6 |7,0-9,5/86 | 8
309,3/ 12,5----9,5-11,5/10 |11,5-13,0/1210 | 12
4012,5/ 16,3----13,0-15,0/14 |15,0-18,0/1614 | 16
5016,3/ 21,9----18,0-23,0/820
6021,9/ 26,1--------

 

SAE 5W 10W 15W 20W 20 20 30 30 40 40 50 60 5W-20 10W-20 10W-20 10W-30 15W-30 15W-30 20W-30 20W-40 20W-40
ГОСТ 3з4з5з6з681012141620243з/84з/64з/84з/10 5з/105з/126з/106з/14 6з16

Соответствие групп моторных масел по ГОСТ и классификации API
ГОСТ A Б Б1 Б2 ВВ1 В2 ГГ1 Г2 Д1 Д2 Е1 Е2 ------
API SBSC/CASCCASD/CB SDCBSE/CCSECCSFCDSGCF-4SHSJCG-4

Следует подчернуть, что речь в этих таблицах идет не об идентичности масел, а только об ориентировочном соответствии. Более детально ознакомится с такими характеристиками можно в книге СПРАВОЧНИК.Топлива,смазочные материалы, технические жидкости.Ассортимент и применение/Под.ред.В.М.Школьниковаю М:"Техинформ",1999, 600с.

Европейская классификация масел АСЕА (по совокупности эксплуатационных свойств) и некоторые рекомендации по замене масел и фильтров

Европейцы, понятное дело, не могли смириться с засилием американцев в системах классификаций. До 1996 года они использовали свою, не менее сложную чем SAE систему ССМС (Комитет изготовителей Общего рынка). Она предусматривала деление на пять классов для бензиновых двигателей (G1, G2, G3, G4 и G5) и на семь для дизельных (D1,D2, D3, PD-1, D4, D5 и PD-2). C 1996 года европейцы решили все упростить, главной стала Ассоциация европейских производителей автомобилей АСЕА, а бензиновые и дизельные масла стали делиться на три категории - для самых напряженных двигателей, для средних и для тихоходных старичков. Индекс "96" соответствует году принятия стандарта. Таким образом можно ожидать появления стандарта "99" или "02". A1-96 в классификации АСЕА предназначено для бензиновых двигателей и соответствует низшей части таблицы. Тем не менее, оно должно обеспечивать предотвращение образования отложений и шлама, стойкость к высокотемпературному окислению и защиту от износа. Соответствует SF, SH по API. А2-96 предназначается также для бензиновых двигателей и располагается в середине таблицы. Обеспечивает высокие характеристики по температурной стойкости, моющие и диспергирующие функции и улучшенную защиту подшипников. Соответствует SH по API. А3-96 предназначено для самых современных двигателей с турбонаддувом и без него. Особое внимание противоокислительным и противоизносным свойствам. Соответствует и превышает SJ по API. Для дизельных двигателей выделены категории В1-96, В2-96 и В3-96, принцип классификации которых аналогичен бензиновым. Ну и наконец самой последней группой символов, которые можно встретить на этикетке банки моторного масла являются ЕС1 и ЕС11. Они соответствуют терминам Energy Conservation (сохранение энергии). Первый обеспечивает экономию топлива до 1,5%, а второй - до 2,5%. Не стоит, тем не менее, бросаться проверять расход бензина. Цифры экономии получены в лабораторных условиях. Наличие символов ЕС на этикетке гарантирует, по крайней мере то, что его производители знакомы с современными методами классификации и маркировки. Рекомендации по замене масла и фильтров Первое правило, которым должен пользоваться наш автомобилист - "любое импортное масло импортное масло лучше любого отечественного". Не потому, что качество выше. Потому, что огромной объем нашего масла - поддельное, а многие образцы "настоящего" и близко не стояли к тому, что называется "моторным маслом". Правда,ради истины надо сказать, что и импортные масла не обходятся без "подделок" и здесь тоже надо быть внимательным и не покупать такие масла у случайных людей (на стихийных рынках, на "дороге")-ведь не секрет, что часть розлива производится в "подпольных" цехах у нас в стране ( цена таких масел в 2-5 раз выше отечественных, а это чистая прибыль!!!).Могут продать и масло изготовленное например в Турции или Польше.Понятно, что в таких случаях вопрос с качеством достаточно проблематичный. Поэтому, дорогие импортные масла необходимо покупать только в специализированных магазинах или у официальных диллеров(дистрибюторов), которые несут ответственность за продаваемую продукцию. Кроме того, у них вы всегда сможете проверить сертификаты качества на то, что вы покупаете. Второе важнейшее правило - "Принцип достаточности". Подход "для своей машины мне ничего не жалко" нужно исключить. Кашу маслом не исправишь, а вот испортить можно. Поэтому вместо самой дорогой синтетики в Жигули часто лучше залить качественное минеральное или полу- синтетическое масло, подобранное в соответствии с характеристиками вязкости. Для иномарки масло следует подбирать в соответствии с рекомендациями сервисной книжки и по возрасту машины и двигателя или обратиться к каталогам "солидных" масляных фирм. Не следует заливать дорогое масло с повышенными антифрикционными противоизносными свойствами в двигатель нового автомобиля во время его обкатки. Такое масло содержит присадки, образующие дополнительные пластичные пленки на поверхностях трущихся деталей и желаемого эффекта "приработки" деталей друг к другу не будет. В период обкатки следует применять минеральное или полу-синтетическое масло и менять его чаще - через 2 тысячи километров, также, как и фильтр, чтобы вовремя удалять абразивные частицы. Ведущие марки синтетических масел, как правило, обладают мощными моющими характеристиками. Попадание такого масла в картер старого автомобиля может привести к тому, что микротрещины в сальниках и прокладках, забитые за долгие годы эксплуатации отложениями, будут прочищены и масло начнет активно "уходить". Более того, за пройденные сотни тысяч километров отложения накапливаются в местах соединений деталей шатунно-поршневой группы. Их вымывание может привести к появлению шумов и стуков в двигателе, черного дыма из выхлопной трубы, повышенному расходу бензина и масла. По-настоящему опасным может быть использование самых дорогих синтетических масел в автомобилях ГАЗ и Москвич выпуска до начала 90 годов и старых моделях Жигулей. Встречающиеся иногда в их двигателях набивные сальники или уплотнители, изготовленные по "обходным" технологиям могут быть просто-напросто разрушены входящими в состав таких масел активными компонентами. С другой стороны, "принцип достаточности" ясно говорит, что автомобиль, тоннами поглощающий масло, лучше "кормить" регулярно, но более дешевой "пищей". Нужно ли дополнительно промывать двигатель при очередной замене масла? Нет, если Вы используете продукт того же производителя. В случае же перехода на новую марку масла, двигатель следует промыть. Лучше использовать промывочное масло того же производителя, что и заливаемое новое моторное. Применив промывку, фильтр рекомендуется сменить через 2, затем 6-8 тысяч километров и на 2-4 тысячи километров снизить пробег до следующей смены масла. Время замены масла автомобилисты чаще всего определяют по его цвету при очередной проверке уровня. Действительно, потемневшее масло косвенно свидетельствует и о частичной потере его свойств. Только в некоторых ситуациях, например после промывки или после перехода с отечественного на дорогое импортное масло, его почти немедленное потемнение может некоторое время игнорироваться. Частицы нагара и износа двигателя не меняют свойств масла, находясь в нем в виде стабилизированной смеси. Тем не менее, как уже говорилось, следует заменить фильтр до того, как он полностью забьется. Время смены моторного масла часто определяется характером поездок. Частую замену рекомендуют тем, кто использует автомобиль для работы, при этом он эксплуатируется в режиме короткий поездок, частых остановок и стартов двигателя. При обычном режиме эксплуатации хорошее минеральное масло служит 10-15, полусинтетика 15-20, 100% синтетика до 25 тысяч километров. Отдельные виды моторных масел, относимые их производителями к категории "супер", такие как Mobil 1 0W-40 или Shell Helix Ultra могут работать 40 тысяч километров до следующей замены. Масляный фильтр меняется через 10 тысяч километров, то есть чаще, чем масло.

  • Назначение моторных масел

  • Масла группы В и Г

  • Карбюраторные двигатели

М8В1-предназначено в качестве всесезонного использования для двигателей легковых и грузовых автомобилей, работающих на бензине с октановым числом до 80 ед.

М-6з/12Г1-так называемое "жигулевское" масло, предназначено для всесезонного применения в регионах с умеренным климатом в двигателях легковых автомобилей (ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ, АЗЛК).

  • Дизельные двигатели

М-8В2 и М-10В2 -применяют для смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37 и других. Летом применяют М-10В2, а зимой М-8В2.

М-14В2 - предназначено для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистилятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5%, а также двигателей карьерных самосвалов.Может применяться для повышения давления в изношеных двигателях.

М-8Г2 и М-10Г2- используют соответственно для зимней и летней эксплуатации автотракторных дизелей без наддува или с невысоким наддувом. Масло М-10Г2 применяют также для смазывания высокооборотных стационарных дизелей и дизель-генераторов. Масло М14Г2К - предназначено для смазывания четырехтактных транспортных дизелей. Может применяться вместо масла М10Г2К для летней эксплуатации автотракторных дизелей в регионах с продолжительным и жарким летом.


Масла М8ДМ и М10ДМ - предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительным увеличением интервала смены масла.

Марка масла
М8В

М10В2

М8Г2К

М10Г2К
Показатели физико-химических свойств
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2 7,5-8,5 10,5-11,5 7,8-8,5 10,5-11,5
Вязкость динамическая по методу CCS, МПа*с, не выше 10000 15000 10000 15000
Индекс вязкости, не менее 95(93) 95 95 95
Массовая доля активных элементов,%, не менее:
 - кальций
 - цинк
 - фосфор

0,16
0,09
0,08(0,09)

0,16
0,05
0,04(0,05)

0,19
0,05
0,05

0,19
0,05
0,05
Зольность сульфатная,%, не более 0,95 1,0(1,3) 1,0(1,15) 1,0(1,15)
Щелочное число,мг КОН/г, не менее 4,2 3,5 6,0 6,0
Температура вспышки в открытом тигле,°С,не ниже 210(207) 220(205) 210 220
Температура застывания,°С, не выше -30 -15 -30 -18
Соответствие общепринятым классификациям
ГОСТ 17479.1-85 М8В М10В2 М8Г2 М10Г2
API CB/CC CB CC CC
SAE J300 20 30 20 30
Температурный диапазон применения от-20°С до 25°С от-5°С до 30°С от-20°С до 25°С от-5°С до 30°С

Характеристики некоторых моторных масел (продолжение)

Марка масла М14Г2К
АЗМОЛ
М4042ТБ
М8ДМ
М10ДМ
Показатели физико-химических свойств
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/2 14,0-15,0 15,5-16,5 8,0-8,5 >=11,4
Вязкость динамическая по методу CCS, МПа*с, не выше - - - -
Индекс вязкости, не менее 90 95 102 90
Массовая доля активных элементов,%, не менее:
 - кальций
 - цинк
 - фосфор

0,19
0,05
0,05

0,6(барий)
-
-

0,15
0,04
-

0,15
0,04
-
Зольность сульфатная,%, не более 1,15 1,6 1,5 1,5
Щелочное число,мг КОН/г, не менее 6,0 6,0 8,5 8,2
Температура вспышки в открытом тигле,°С,не ниже 215 225 195 220
Температура застывания,°С, не выше -25 -25 -30 -18
Соответствие общепринятым классификациям
ГОСТ 17479.1-85 М14Г2 М14Г2 М8Д2 М10Д2
API СС CC CD CD
SAE 40 40 20 30
Температурный диапазон применения от-20°С до 40°С от-15°С до 60°С от-20°С до 25°С от-5°С до 30°С

Copyright © 2000 MELNIK ZINOVIY